
К сожалению, в настоящее время все чаще встречаются торговые организации, которые пытаются сбыть невнимательным покупателям просроченные продукты питания, выставляя их на продажу рядом с качественной продукцией. Расскажем, какими правами наделены потребители в данном случае, какая ответственность предусмотрена законодательством, что необходимо сделать, чтобы урегулировать спор в досудебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В силу ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон № 29-ФЗ) качество пищевых продуктов - совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 29-ФЗ запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; не соответствуют представленной информации и (или) не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки; в отношении которых установлен факт фальсификации; в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость; которые не имеют товаросопроводительных документов.
В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 5 Закона № 2300-1 на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 10 Закона № 2300-1).
В соответствии со ст. 11 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно 18 статье Закона «О защите прав потребителей» и 503 статье ГК РФ, гражданин, купивший просроченный товар, имеет законное право требовать, как замены испорченной продукции на качественную, так и возврата суммы, потраченной на покупку.
При этом потребитель вправе потребовать, также, полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Если здоровье потребителя ухудшилось после употребления некачественного просроченного продукта, и возникла необходимость обращения в медицинское учреждение, в данном случае нужно сохранить все письменные документы, свидетельствующие о нахождении в больнице, покупке лекарств, других убытках, понесенных в связи с заболеванием. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.
Свои требования потребитель должен предъявить к продавцу в письменной форме.
В данном случае, составляется претензия или заявление в двух экземплярах, один из которых вручается под роспись или отправляется заказным письмом представителю торговой организации. Важно знать, что нарушение упаковки, отсутствие чека или частичное использование испорченной продукции не является основанием для отказа продавца в приёме товара и выполнении требований заявителя. Если требования потребителя проигнорировали или в их удовлетворении отказали, можно смело обращаться в суд за восстановлением нарушенных прав. В иске излагаются следующие требования: компенсация расходов на лечение, компенсация стоимости продукта, компенсация неполученного заработка за время вынужденной остановки трудовой деятельности, компенсация морального вреда.
Кроме того, организации-продавцы и частные предприниматели, реализующие просроченную продукцию, могут быть привлечены к административной ответственности.
Уважаемые потребители!
При приобретении продуктов питания обязательно обращайте внимание на информацию, указанную на этикетке, особенно на сроки хранения, - это поможет сберечь вам здоровье и убережет от лишних затрат.